Ушу – саньшоу. Чем интересно именно это направление современного ушу?
История поединков на высоких помостах уходит глубоко в древность, когда выяснения отношений между школами боевых искусств и учителями этих школ проводились без всяких правил. Бойцы дрались не только кулаками, но и с применением различных видов традиционного китайского оружия (мечи, сабли, шесты, копья, алебарды, ножи, многозвенные цепи, кнуты и т.д.), а исход поединков зачастую имел летальный характер.
Китайцы много дрались и во все времена. Уже в документах VI-III века до нашей эры имеется много упоминаний о «сянбо» («взаимной драке»). В 1975 году в могиле времен династии Цинь (221-206 гг. до н.э.) был найден гребень с цветным изображение людей, ведущих схватку на помосте. Имеются изображения борьбы на всех фресках Ханьского периода, а в текстах VI-X веков имеется много упоминаний о рукопашных схватках. По текстам можно выделить следующие общие черты традиции публичных поединков того времени: поединки происходили на квадратном помосте, не было деления по весовым категориям, защитная экипировка не применялась, использовались любые приемы, а победители получали ценные призы. При династии Сун (960-1279 гг.) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый «лэйтай» (таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте). Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков Поднебесной. Правилами разрешалось использование различных ударов и бросков. Династия Мин (1368-1944 гг.) вошла в историю как «золотой век ушу», и лэйтай в то время были очень популярны. Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не допускался. В годы правления маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) поединки на помосте широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и принимали вызовы от всех желающих. Никаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника поединка была вполне в порядке вещей, поэтому вызов принимали лишь очень уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте свидетельствует об огромной популярности и высоком уровне рукопашного боя того времени.
А теперь на мгновение представьте, что может произойти на современном помосте или в ринге, во время боя безо всяких ограничений, ведь мы живем в цивилизованном обществе, в котором и без того хватает насилия и смерти. Для адаптации «кулачного выяснения отношений» к условиям современного общества, введение правил для проведения поединков в полный контакт — есть необходимое и обязательное требование для нашего с вами гуманного сосуществования. Именно исходя из этих соображений не стоит рассматривать современные традиционные единоборства разных стран и народов с точки зрения так называемой «эффективности боевой техники» в зависимости от наименьших ограничений в правилах и жестокости поведения бойцов на площадке. Так же бессмысленно искать ответы на вопрос, мастер какого же направления и стиля круче? Нет ответа на этот вопрос, так же как нет ответа и на вопросы истинности религий. При выборе вида единоборств, секции или группы для занятий, с моей точки зрения, необходимо ориентироваться на внутреннее мироощущение, на близость по духу тем или иным традициям и устоям, сложившимся в культуре различных народов, практикующих традиционные боевые искусства. Если такого ощущения нет и выбор пал на несколько видов единоборств, необходимо попробовать себя в каждом из них и остановиться на том, которое подходит именно вам. Критерии для выбора того или иного вида боевых искусств могут быть различными и расставить их по приоритетам — задача сугубо индивидуальная. Кому то необходимо поправить здоровье, кто то хочет выступать на соревнованиях и занимать призовые места, кому то интересны философия, традиции и экзотика вида, а кто то считает, что решение многих проблем находится на костяшках его кулака. Как человек, прозанимавшийся китайскими боевыми искусствами более 18 лет, хочу рассказать об одном из современных и универсальных направлений боевых искусств востока — ушу — саньшоу.
Саньшоу (или саньда) — современный официальный контактный вид единоборства. Родина саньшоу — Китай. В переводе с китайского языка «саньшоу» означает «вольный поединок» или «свободные руки». Этот вид ушу, в той форме, которая преподносится нам сегодня, развивается в Китае с семидесятых годов прошлого века и включает полноконтактную ударную и бросковую техники из арсенала восточных и спортивных единоборств с некоторыми корректировками ведения реального боя в соответствии с принятыми правилами проведения соревнований. Таким образом, саньшоу — синтез разнообразных видов цюаньшу, включающий удары руками и ногами, захваты, толчки, подсечки и броски, вобрав в себя все самое лучшее. В целях гуманности или другими словами — спортивности принятых Международной федерации ушу и Всекитайской ассоциации ушу правил, данное боевое искусство набирает все большую популярность во всем мире и на официальных соревнованиях в этом виде программы выступают спортсмены из более чем пятидесяти стран мира. При создании правил проведения соревнований по саньшоу наиболее опасные технические действия, такие как удушающие и болевые приемы, удары по жизненно — важным частям тела и точкам, добивание лежащего на полу противника были исключены из перечня разрешенных приемов, что привело к резкому снижению травмоопасности как соревновательных, так и тренировочных поединков. С этой же целью были разработаны защитная экипировка бойцов и современный лейтай, высотой около полуметра с обязательной обкладкой периметра мягкими защитными матами. Немного расскажу об основных правилах проведения поединков саньшоу. Как уже отмечалось выше, в качестве площадки для боя применяется высокий помост восемь на восемь метров, застеленный мягким покрытием, без ограждения края. В этом основное отличие от боксерского ринга. Для успешного проведения спарринга, боец должен не только адекватно реагировать на действия соперника, но и ощущать все что происходит у него за спиной. У бойца развивается особое предчувствие возможной опасности, подстерегающей любого человека в реальной жизни, и практикуя саньшоу, мы учимся ощущать опасность вне поля нашего зрения. Победа в бою саньда присуждается либо за нокаут, либо за неоднократный выход соперника за пределы помоста, либо по очкам, присуждаемым за проведение приемов и точное, акцентированное нанесение ударов. Бой состоит из двух основных двухминутных раундов; третий раунд назначается в случае ничейного результата после двух раундов. По правилам пять секунд разрешено находиться в клинче до перехода в партер, броска или падения, в противном случае судья разводит бойцов и они продолжают поединок с центра лей тай. Экипировка состоит из: защитного шлема и капы, протектора грудной и боковой частей туловища, щитков, защищающих берцовую кость ноги и подъема ступни и перчаток без шнуровки. Вес перчаток регламентирован исходя из весовых категорий бойцов. Как видите, забота о физическом и моральном здоровье людей, занимающихся саньшоу, является первоочередной и это выгодно отличает ушу от других боевых систем, воспитываю в бойцах не только боевой дух, но и боевую добродетель.
Вице-президент Саратовской региональной федерации ушу Алексей Соломонов