Саратовская региональная общественная организация «Федерация ушу»

Официальный представитель Федерации ушу России на территории Саратовской области (аттестат № 41, выданный 4 декабря 2014 года Министерством молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области)

Ушу – саньшоу. Чем интересно именно это направление современного ушу?

История поединков на высоких помостах уходит глубоко в древность, когда выяснения отношений между школами боевых искусств и учителями этих школ проводились без всяких правил. Бойцы дрались не только кулаками, но и с применением различных видов традиционного китайского оружия (мечи, сабли, шесты, копья, алебарды, ножи, многозвенные цепи, кнуты и т.д.), а исход поединков зачастую имел летальный характер.

Китайцы много дрались и во все времена. Уже в документах VI-III века до нашей эры имеется много упоминаний о «сянбо» («взаимной драке»). В 1975 году в могиле времен династии Цинь (221-206 гг. до н.э.) был найден гребень с цветным изображение людей, ведущих схватку на помосте. Имеются изображения борьбы на всех фресках Ханьского периода, а в текстах VI-X веков имеется много упоминаний о рукопашных схватках. По текстам можно выделить следующие общие черты традиции публичных поединков того времени: поединки происходили на квадратном помосте, не было деления по весовым категориям, защитная экипировка не применялась, использовались любые приемы, а победители получали ценные призы. При династии Сун (960-1279 гг.) рукопашный бой был введен в качестве средства физического воспитания в армии, и в столичной канцелярии обороны государства был сооружен специальный помост для поединков, называемый «лэйтай» (таким термином обозначают как сам помост, так и поединки на этом помосте). Померяться силами туда съезжались бойцы со всех уголков Поднебесной. Правилами разрешалось использование различных ударов и бросков. Династия Мин (1368-1944 гг.) вошла в историю как «золотой век ушу», и лэйтай в то время были очень популярны. Чтобы не было споров о том, кто победил, перед началом боя оба участника подписывали документ о жизни и смерти, без подписания такого документа никто к боям на помосте не допускался. В годы правления маньчжурской династии Цин (1644-1911 гг.) поединки на помосте широко распространились в народе. Во время какого-нибудь деревенского праздника, к примеру, организаторы могли сколотить помост на открытом месте и принимали вызовы от всех желающих. Никаких допусков, предварительной регистрации и т.п. не было, от бойца требовалось только громко объявить, кто он и откуда. Опять же, это были не спортивные поединки, смерть участника поединка была вполне в порядке вещей, поэтому вызов принимали лишь очень уверенные в своем мастерстве люди. Широкое распространение поединков на помосте свидетельствует об огромной популярности и высоком уровне рукопашного боя того времени.

А теперь на мгновение представьте, что может произойти на современном помосте или в ринге, во время боя безо всяких ограничений, ведь мы живем в цивилизованном обществе, в котором и без того хватает насилия и смерти. Для адаптации «кулачного выяснения отношений» к условиям современного общества, введение правил для проведения поединков в полный контакт — есть необходимое и обязательное требование для нашего с вами гуманного сосуществования. Именно исходя из этих соображений не стоит рассматривать современные традиционные единоборства разных стран и народов с точки зрения так называемой «эффективности боевой техники» в зависимости от наименьших ограничений в правилах и жестокости поведения бойцов на площадке. Так же бессмысленно искать ответы на вопрос, мастер какого же направления и стиля круче? Нет ответа на этот вопрос, так же как нет ответа и на вопросы истинности религий. При выборе вида единоборств, секции или группы для занятий, с моей точки зрения, необходимо ориентироваться на внутреннее мироощущение, на близость по духу тем или иным традициям и устоям, сложившимся в культуре различных народов, практикующих традиционные боевые искусства. Если такого ощущения нет и выбор пал на несколько видов единоборств, необходимо попробовать себя в каждом из них и остановиться на том, которое подходит именно вам. Критерии для выбора того или иного вида боевых искусств могут быть различными и расставить их по приоритетам — задача сугубо индивидуальная. Кому то необходимо поправить здоровье, кто то хочет выступать на соревнованиях и занимать призовые места, кому то интересны философия, традиции и экзотика вида, а кто то считает, что решение многих проблем находится на костяшках его кулака. Как человек, прозанимавшийся китайскими боевыми искусствами более 18 лет, хочу рассказать об одном из современных и универсальных направлений боевых искусств востока — ушу — саньшоу.

Саньшоу (или саньда) — современный официальный контактный вид единоборства. Родина саньшоу — Китай. В переводе с китайского языка «саньшоу» означает «вольный поединок» или «свободные руки». Этот вид ушу, в той форме, которая преподносится нам сегодня, развивается в Китае с семидесятых годов прошлого века и включает полноконтактную ударную и бросковую техники из арсенала восточных и спортивных единоборств с некоторыми корректировками ведения реального боя в соответствии с принятыми правилами проведения соревнований. Таким образом, саньшоу — синтез разнообразных видов цюаньшу, включающий удары руками и ногами, захваты, толчки, подсечки и броски, вобрав в себя все самое лучшее. В целях гуманности или другими словами — спортивности принятых Международной федерации ушу и Всекитайской ассоциации ушу правил, данное боевое искусство набирает все большую популярность во всем мире и на официальных соревнованиях в этом виде программы выступают спортсмены из более чем пятидесяти стран мира. При создании правил проведения соревнований по саньшоу наиболее опасные технические действия, такие как удушающие и болевые приемы, удары по жизненно — важным частям тела и точкам, добивание лежащего на полу противника были исключены из перечня разрешенных приемов, что привело к резкому снижению травмоопасности как соревновательных, так и тренировочных поединков. С этой же целью были разработаны защитная экипировка бойцов и современный лейтай, высотой около полуметра с обязательной обкладкой периметра мягкими защитными матами. Немного расскажу об основных правилах проведения поединков саньшоу. Как уже отмечалось выше, в качестве площадки для боя применяется высокий помост восемь на восемь метров, застеленный мягким покрытием, без ограждения края. В этом основное отличие от боксерского ринга. Для успешного проведения спарринга, боец должен не только адекватно реагировать на действия соперника, но и ощущать все что происходит у него за спиной. У бойца развивается особое предчувствие возможной опасности, подстерегающей любого человека в реальной жизни, и практикуя саньшоу, мы учимся ощущать опасность вне поля нашего зрения. Победа в бою саньда присуждается либо за нокаут, либо за неоднократный выход соперника за пределы помоста, либо по очкам, присуждаемым за проведение приемов и точное, акцентированное нанесение ударов. Бой состоит из двух основных двухминутных раундов; третий раунд назначается в случае ничейного результата после двух раундов. По правилам пять секунд разрешено находиться в клинче до перехода в партер, броска или падения, в противном случае судья разводит бойцов и они продолжают поединок с центра лей тай. Экипировка состоит из: защитного шлема и капы, протектора грудной и боковой частей туловища, щитков, защищающих берцовую кость ноги и подъема ступни и перчаток без шнуровки. Вес перчаток регламентирован исходя из весовых категорий бойцов. Как видите, забота о физическом и моральном здоровье людей, занимающихся саньшоу, является первоочередной и это выгодно отличает ушу от других боевых систем, воспитываю в бойцах не только боевой дух, но и боевую добродетель.

Вице-президент Саратовской региональной федерации ушу Алексей Соломонов


Другие статьи

Клуб восточных единоборств Вин Чун «Летающий тигр»

Саратовская региональная детская общественная организация Клуб восточных единоборств Винчун «Летающий Тигр» зарегистрирована Министерством юстиции Саратовской области 1 июля 1998 года (Свидетельство о регистрации № 1323).

История Федерации ушу России

Федерация ушу России является единственной организацией по ушу на территории РФ, аккредитованной Госкомспортом России и признанной Олимпийским комитетом России. Федерация ушу России — действительный член международной федерации ушу (IWUF), признанной Международным Олимпийским комитетом.

Тайцзицюань — от теории к практике

Тайцзицюань — от теории к практике

Тайцзицюань (кулак великого предела) — искусство гармоничного духовного и физического развития человека. Практикуя тайцзицюань, человек развивается как личность, обретая психическое и физическое здоровье, обучаясь методам противодействия физической и словесной агрессии, развивая скрытые способности своего организма. В тренировочном плане тайцзицюань — интегральная система — эффективные техники самозащиты и даосские техники долголетия тесно переплетены и взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечить наибольший общий результат. Практика тайцзицюань доступна всем независимо от возраста, состояния здоровья, вероисповедания и т.п.

Впервые Саратов принимает Чемпионат России по традиционным видам ушу 2006 года

Впервые Саратов принимает Чемпионат России по традиционным видам ушу 2006 года

История саратовского ушу начинается с 1988 года, когда команда молодых и талантливых любителей восточных единоборств, во главе с С. Кузнецовым, приняла участие в ряде крупных всесоюзных форумов по изучению боевых искусств Китая — так переводится с китайского языка термин «ушу».

Написать письмо